В.Аринин. Книга о Гаврилине. стр 9. окончание
на главную на предыдущую на 1 стр.
Сегодня «Красный Север» завершает публикацию книги Владимира Аринина о нашем великом земляке, прославленном композиторе В.А.Гаврилине. Эта публикация продолжалась в течение всего года, начиная с января, и была посвящена предстоящему семидесятилетию композитора в августе 2009 года. Этот большой проект осуществлен. Планируется отдельное издание книги. Последняя газетная публикация начинается с материалов из архива композитора, и даются небольшие итоговые тексты.
ИЗ ИСТОРИИ
У Андре Жида есть замечательная притча о Прометее, которого освободили его поклонники -носители либерального духа. Они сняли его со скалы и начали всячески чествовать, устраивать торжества, пиршества в его честь. Очень скоро он превратился в толстого, жирного, ленивого развратника, который не мог не только что огонь - собственную руку поднять. А закончилась эта история тем, что на самом грандиозном юбилейном вечере, так называемой презентации его победы - добывания огня, ему поднесли зажаренного орла. Это был тот самый орел - и Прометея не стало. Суть в том, что каждый художник - творец своего орла. ***
Наш город загадочен. Сказочен, как град Китеж. Непредсказуем. И никто за океаном, никакой Киссинджер и никакой Бжезинский, не подскажут нам, что надо делать и как следует жить. И не напророчат нам наше будущее. «Отчалившая Русь», - писал когда-то Есенин. Отчетливо чувствовал это плавание к неведомому берегу и Николай Рубцов. Только вот куда она отчалила? «Куда ты несешься, птица-тройка?» Когда еще эти слова вырвались из груди Гоголя... ***
Есть Апокалипсис от Иоанна, где все сказано, что нас ждет.
О СЕБЕ
О себе Валерий Александрович тоже писал с большой долей самоиронии. Но он знал себе цену, верил, что может обессмертить то, что любит.
***
Я основан в 1939 г.
***
Я хотел бы быть как мудрые. Но боюсь, что этого не поймут и решат, что я выскочка. Вот если бы меня выдвинули в мудрецы. Я бы оправдал. Я бы старался, работал бы и над собой, и над чем-нибудь еще. Меня бы признали. А со временем и присвоили бы какое-нибудь почетное звание. Например - Народный мудрец СССР. Как это красиво! Боже мой! Как это удивительно!
***
Но, Боже мой, как много, оказывается, в жизни чужого для меня. Я потерялся. Я вижу сильных и талантливых работников, которые живут без сердечного тепла и на этой основе общаются друг с другом. Откуда они берут жизненные идеи? Как они чувствуют сердце общества? Ведь многое им удается. Иногда мне кажется, что я старомодная тупица, безнадежно отставшая от всего современного. Другие забывают меня, потому что больше любят женщин, другие -потому что больше любят шапочное знакомство с сильными мира.
А как умеют оправдывать все это или «не за-
мечать» сути своих поступков, какими светскими людьми могут быть, с какой милой непосредственностью презирать, плевать в лицо, как очаровательно умеют менять человеческий облик, быть наиобходительнейшими свиньями. Жуть какая вещь - конъюнктура.
Музыка, сердце мое, жизнь моя, не учи людей ЖИТЬ, учи любить, страдать, и еще любить, и еще любить. Друг мой, всем своим, помоги мне в этом.
***
Я не верю в современное - меня интересует только вечное. Хочу повторять любимое, и обессмертить его - мое кредо.
 ***
Я с любопытством жду, что там будет, когда я умру. То, что мой духовный организм будет все равно участвовать в жизни мира, для меня совершенно бесспорно.
ЕГО РИСУНКИ, ЕГО ТАЙНЫ
Н.Е.Гаврилина показала мне спичечный коробок, который «изукрасил» Валерий Александрович, и я просто ахнул. Это в своем роде уже художественный предмет. Коробок оклеен цветной бумагой, покрыт лаком, а сверху - картинка-литография (видимо, репродукция из журнала). И, оказывается, таких изделий, прошедших через руки Гаврилина, сохранилось несколько. Все, что попадало к нему в руки, превращалось в нечто художественное. Валерий Александрович во всем и всегда творил красоту. Это было внутренним свойством его натуры. И, как уже говорилось, он с детства увлеченно рисовал. Как известно, прекрасно рисовали многие выдающиеся таланты. Батюшков, даже будучи больным, создавал целые картины. Известны рисунки Грибоедова, Пуш-
кина, Гоголя, Волошина, Эйзенштейна. В творческое наследие Гаврилина также входят его рисунки. О них до последнего времени, собственно, никто не знал. Но вот недавно об этом исследователем Евгенией Шелухо написана небольшая, но интересная статья. В ней, в частности, говорится: «Что рисует композитор? Прежде всего героев своих сочинений. И нередко такие «портреты» не лишены чувства юмора. С особым тщанием прорисован главный герой поэмы «Тараканище» (музыка которой, к сожалению, утрачена). Графически четко выписаны и два задорных скоморошьих профиля в действе «Скоморохи» - кстати, единственный раз рисунок выполнен на обложке чистовика. Думается, что это единичное авторское допущение не было случайным. Скоморох - его главный герой, о котором он размышляет в статьях и записях «для себя», чей образ неоднократно воплощает в своем музыкальном и музыкально-сценическом (музыка для театра) творчестве. «Для меня весь мир представляется в виде огромного скомороха, у которого смех сквозь слезы. У меня в скоморохи обращаются люди, которые так или иначе являли миру какие-то открытия правды», -сказал однажды Валерий Гаврилин в одном из последних телеинтервью, подчеркнув тем самым особую значимость образа скомороха, ставшего для композитора неким символом служения национальному искусству...
Подобные рисунки-знаки очень характерны для рукописей Валерия Гав-рилина.
Цветок - один из образов-ключей действа «Перезвоны». Помните, в «Смерти разбойника»:
Я молоденький
паренек,
Я принес тебе цветок,
Мудро наставленье,
Милой матушки
благословенье.
Свеча, нередко изображаемая в центре страницы, в тех же «Перезвонах» выполняет важнейшую роль, становясь аллегорией жизни в кульминации действа:
Матка-река!
Не гаси свечу!
Матка-река!
Не гаси свечу!
Матка-река!
Укроти волну!
Покуда свече
в ночи гореть,
Моей-то душе
на мир глядеть.
На мир глядеть, людей жалеть.
Матка-река, не гаси свечу!
Наконец, в эскизах композитора встречаются и просто русские орнаменты».
Гаврилин считал, что «мы все еще плохо знаем тайны русской орнаментики, деревянного и плетеного узорочья». И полагал, что в этих образах «зашифрованы» «тайны и многие сведения, быть может, не меньшие, чем в астрома-тематическом устройстве египетских пирамид». Вот так сложно и глубоко смотрел на все вокруг Валерий Гаврилин, что сказалось и в его рисунках.
Но самые глубинные, сокровенные его тайны заключены в гаврилин-ской музыке, что еще, видимо, будет открываться и познаваться.
ЕГО ПЛАНЕТА
Пианистка Н.А.Тульчинская вспоминает, что на ее вопрос о «Перезвонах»: «Как вы это написали?» - он отвечал: «Она там, музыка, там, - и показывал наверх. - А я только слышу и записываю».
С моей точки зрения, совершенно неверны и беспочвенны отдельные попытки обвинить Гаврилина в том, что он отступил от народного русского начала и это якобы после «Русской тетради» чуть ли не погибельно сказалось на его творчестве. Сама жизнь подтвердила, что творчество Гав-рилина и после «Русской тетради» продолжало развиваться мощно и плодотворно. И было создано много качественно нового, и была после «Русской тетради» новая вершина -«Перезвоны». К примеру, профессор Е.А.Ручьев-ская, говоря о «Перезвонах» и называя их «вершиной творчества» Гаври-лина, пишет: «В сущности, это энциклопедия русской жизни, бытия на все времена».
Профессор Михаил Бялик оценивает гаврилин-ское творчество так:
«Основной тон его музыки, как и музыки любимого им Чайковского, все же грустный. Болью за людей, за несбывшиеся их надежды, за невознагражденную доброту проникнуты и крупные сочинения Гаврилина -«Русская тетрадь», три «Немецких тетради», «Перезвоны», «Военные письма», «Земля», «Анюта», песни и монологи «Два брата», «Скачут ночью кони», «Осенью» и еще многое другое. Но удивительное дело: напоенная горечью музыка не вызывает страдания в тех, кто ее слышит, - напротив, она, словно народные снадобья, его врачует, приглушает, а то и вовсе снимает».
Десять лет назад, в январе 1999 года, закончилось земное существование Валерия Гаврилина. Начался его путь в бессмертие.
Н.Е.Гаврилина пишет: «Он был изумительный человек, и доброты большой. Самое главное - он был очень чистый человек» («Пятницкий бульвар», 2004, № 10). «Я счастлива, что в моей жизни был Валерий Гаврилин» («Наш регион», май 2003 года).
И это счастье для всей русской культуры, в том числе, конечно, для вологодской, что в наше время жил и созидал наш великий земляк - композитор Валерий Гаврилин.
И даже в невероятной космической дали летит среди звезд и планет планета № 7369, названная его именем.
БЛАГОДАРЮ
Благодарю всех, кто помогал мне создать мою книгу о Гаврилине.
Благодарю Наталию Евгеньевну Гаврилину, которая предоставила мне материалы из личного архива, была первым читателем и критиком моей работы и без помощи которой создание этой книги было бы невозможно.
Благодарю Татьяну Дмитриевну Томашев-скую, столь близкого для Валерия Александровича человека, вклад которой в эту книгу значителен и сердечен.
Благодарю редакцию газеты «Красный Север» и ее главного редактора А.В.Торопова за то, что был осуществлен такой большой проект по созданию в газете книги о В.А. Гаврилине.
Благодарю издателей будущей книги - Вологодскую областную государственную филармонию и ее директора В.П.Гончарова, который прекрасно понял, как нужно свое, вологодское издание, тем более перед юбилеем Валерия Александровича, для филармонии, носящей имя композитора, и для всей вологодской культуры, всей вологодской истории.
И самое главное - благодарю вас, Валерий Александрович, за то, что вы когда-то создали изумительную, вечную музыку к моей пьесе о Батюшкове и за то, что, как мне кажется, из-за смертной завесы помогали мне писать эту книгу.
БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ (из предисловия к книге)
Вологодская филармония с 1999 года тесно связана с именем и творчеством Валерия Александровича Гаврилина. Мы строили совместные планы о фестивале его музыки в Вологде, но судьба распорядилась иначе: первый фестиваль стал фестивалем памяти. Тогда же постановлением Губернатора области нам было присвоено имя композитора.
Валерий Александрович писал о том, что «настоящая музыка прорастает через души, полнит дух и утверждает свет», в полной мере это относится к его музыке, которая так или иначе всегда присутствует в филармонии. Наши артисты, прежде всего молодые, все чаще обращаются к его произведениям, музыка Гаврилина звучит в детских программах и на вечерних концертах, в программах гастролеров.
Гаврилинский фестиваль, который три года назад получил статус международного, стал визитной карточкой филармонии.Директор Вологодской областной государственной филармонии им. В.А.Гаврилина,  заслуженный работник культуры РФ В.П.ГОНЧАРОВ.



Hosted by uCoz