В.Аринин. Книга о Гаврилине стр.8
на 1 стр. на главную на предыдущую следующая стр 9. окончание
Продолжение. Начало в номерах от 26 января, 16 февраля, 22 марта, 19 апреля, 27 мая, 24 июня, 29 июля, 26 августа, 23 сентября.

Продолжение.
То, что Валерий Гаврилин - выдающийся композитор, было, конечно, известно с 60-х годов. Особенно после «Русской тетради». Но то, что он был и писателем, практически не знал никто. И вот на наших глазах произошло открытие Гаврилина как писателя, несомненно, одаренного, оригинального, правда, не до конца из-за занятости музыкой реализовавшегося, но оставившего после себя в своих записях много литературных сюжетов, эссе, сатирических сценок, стихов, афоризмов, каламбуров. Этим открытием мы обязаны вдове композитора Н.Е.Гаврилиной. В.Максимов, который вместе с Наталией Евгеньевной является составителем книги «Валерий Гаврилин. О музыке и не только», пишет об этом так: «Она бережно, по листочку, по строчке, разобрала и вычитала полустершиеся порой записи Валерия, а затем сама набрала огромную - в три пузатые папки - рукопись».
Какой же он, литератор Валерий Гаврилин? Снова процитирую Максимова: «Он такой же, как его музыка, Гаври-лин-литератор: нежный и трагический, пророчески-мудрый и озорной, добрый, горестный, светлый, милосердный... и вдруг убийственно-ироничный, гневный, как ангел Господен, когда речь идет о святом: о Родине, о даре Божьем. Он до мурашек обнажен и чист в этих не для печати писанных откровениях своих. В них - судьба, его душа - ранимая, мятущаяся».
Я попытался составить в некотором роде литературное избранное Валерия Гаврилина за 60-90-е годы прошлого века. Подчеркиваю, что это только часть обширного литературного наследия Валерия Александровича. Привожу также его некоторые размышления, философские высказывания, мысли по искусству, литературе, истории. Валерий Александрович не готовил все это для печати, он писал для себя, по потребности души. Он был книголюб, знаток книги и литературы, имел обширные знания в философии, различных областях знаний, истории. И писал о том, что волновало его душу. Но особое значение имела для него литература. Он писал с волнением: «Русская литература!!! Какой могучий, развернутый, глубоко эшелонированный в веках фронт, наступающий в постоянно одном направлении - к братству, добру, свету».
Литературные вкусы его определились в 6070-е годы. Из современной литературы ему оказалась наиболее близка «деревенская проза»: В.Шукшин, В.Белов (которого он читал «каждый день» и с которым дружил), В.Распутин, Ф.Абрамов и другие. Очень любил он и прозу В.Астафьева, в восторге был от его «современной пасторали» «Пастуха и пастушки». Мир интеллигентского, оппозиционного направления в литературе - те же ле-
нинградцы: А.Битов, А.Ахматова с ее поэтической группой вокруг себя, включая И.Бродского, был от него довольно далек. Но главное в его литературных исканиях определяла классика: А.Пушкин, Н.Гоголь, Л.Толстой, М.Салтыков-Щедрин, Г.Успенский, А.Чехов. В последние годы жизни он страстно увлекся поэзией вологжанина Николая Рубцова, считал его классиком русской литературы. Валерий Александрович писал: «Есть два поэта, на стихи которых я хотел бы написать музыку, - Пушкин и Рубцов. Хотел бы, но боюсь». И сам продолжал писать и прозу малых форм, и стихи. Часть написанного им и публикуется ныне в книге. Публикуемое я условно разбил на несколько разделов, дав им свои названия.
ЭССЕ
Много небольших лирических миниатюр, своего рода эссе, разбросано в записях Гаврилина. И о чем бы он ни писал, даже вроде бы о некрупном, несущественном - о стволе и шишке, о сусликах и лебедях - под его пером превращается в миниатюрные литературные произведения с глубокой оригинальной мыслью и умелым изображением. Некоторых из них (к примеру «Русское поле») написаны в духе «деревенской прозы». В других своих миниатюрах автор пишет совершенно в ином духе и стиле.
Манифест
Громко. Сильно.
Враки, все враки это, что нет больше слов, что сказано все о грядущем искусства нашего, что спеты все песни, что отзвучали все гармонии, что пресытившееся ухо человека равнодушно и бесстрастно пожирает чуда, самые немыслимые и капризные, какие только может создать фантазия, злая и горячая, как огонь сверкающая и быстрая, как молния, страшная и сильная, как атом.
Враки, все враки это, что побежден и выловлен из океана мироощущений гигантский спрут полифонии, что великая пустынь музеев захламлена эстампами затейливейших форм, что, наконец, самое себя переросла музыка и, голая и чистая, бродит по свету, не всякому доступная, не всякому открытая.
Враки, все враки это.
Холодным золотом глядится в мое окно утро. Облака, промерзшие и скучные, понуро висят над домом, покачиваясь и шевеля усатыми боками. Им неуютно и [неразборчиво] в то же время. Беспокойные крики птиц вырываются из-за сада, и черно-золотой воздух полыхает, истомленный последними объятьями с улетающей красотой осени. Летят, летят птицы. И я как птица. Чудным жаром охвачено мое сердце и кровь.
***
 Как из ствола, из-под черной коры старого, могучего дерева, дождями моченного, грозами битого, ветрами трепанного, жарой сушенного, морозами ломанного, пробивается нежный росточек-птенчик, и стоит старик, пряча под густой шапкой листвы радостную гордость, умиление и застенчивый стыд запоздалого своего отцовства.
***
В деревне:
Тема: любят одну женщину двое: молоденький (19 лет) парень и опытный мужик 45-47 лет - ей 33 года. Содержание - свидания с тем и другим.
Как бы соревнование (почти молодые). Она выбирает - красоту и молодость или ум и опытность.
Пожилой - 45 лет и молодой - 18 лет (молодые почти) влюблены в одну -30 лет. Она выбирает - у одного ОПЫТ, у другого - НАИВ. Ушла к 1-му, 2-й плачет.
Русское поле
Старый Маруська сидел на своем пне. Вокруг разливалась и кипела буйная тишина. И столько пронзительных птичьих трелей падало с небес на грешную эту землю! Столько появилось багульника и чуть приметных в это золотистое утро лип колотилось и вилось в зеленом, похожем на голубое, воздухе, что хотелось плакать или смеяться, стоять или сидеть или так вот просто лежать, прижавшись к старой колоде, Бог весть кем и когда принесенной сюда с далекого угора, где недавно стояла еще маленькая - всего на три двора деревенька Мехлянка, начисто спаленная грозой в то далекое, чистое и мокряное лето, когда помер старый пастух Митя и занемогла ворожея Кобылиха, прозванная так за кривые свои ноги, вечно красный, яркого узора платок на плечах да за
неумеренное пристрастие свое к козьему молоку... Старики тогда сильно заглядывали на небо и на дальние черные леса, что желтой пеной текли в густых вечерних сумерках, похожих на вязкую кисею, которую хорошо умели делать здешние бабы.
Когда-то во времена прошлые сама царица, говорят, просила представить пред очи свои диковины сих мастериц, да не пошли бабы - горды были. Да и сказать - по гатям и суметам, не считая мелкого проселочья с диким перелеском, замшелым да полысевшим от дождя и от ветра, - верст 10 тысяч отшагать было надо до дальнего неведомого Петербурга...
А парни, как всегда, с отцами, плечо о плечо вкалывали день-деньской, кто на поле, кто в густом колючем орешнике, а кто и у себя на задворках, а вечерами, нарядившись в лучшие рубахи и пояса, ходили рядками по деревенским улицам, орали песни да тискали под суслонами девок.
***
В снегу нашел шишку, маленькую и плотную, как молоденький огурчик. Положил на письменный стол. Через пару дней она распухла, взъерошилась и стала походить на беременную женщину. При малейшем прикосновении из нее сыпались семена со стрекозьими крылышками. Шишечка стала матерью, но плоды ее появились на свет нечаянно, от искусственного тепла, и падали они на блестящее стекло стола, а не в добрую землю.
АФОРИЗМЫ, КАЛАМБУРЫ
Иногда это похоже на Козьму Пруткова. Но чаще всего каламбуры и афоризмы Гаврилина совершенно оригинальны, смешны, остры, неожиданны. Гаврилин способен подчас одной фразой (и даже одним словом) создать образ.
Воробей: «Все хорошо, даже прекрасно - квартира, работа, зарплата, снабжение, питание... Только вот чирикать не разрешают».
За углом меня поджидал человек с большой буквы.
Поддельная музыка. Поддельная девушка.
Братья Турандот - Иван Алексеевич и Абрам Самуилович.
А ну, отнюдь от меня!
Чем короче юбка - тем интереснее девушка. Был он большой жрец
- все ел - ничем не брезговал.
Кафе «Вечерний Шостакович».
Много вы, композиторы, о себе воображаете. Даже сам Моцарт был амудей, так неужели вы думаете, что вы лучше!
Пташечка-ропташечка.
Уж рельсы кончились, а станции все нет.
Ни дня без строчки. День кончился. Надо записать строчку. Записал.
Мне деньги не нужны. Они нужны тем, чьими услугами я пользуюсь.
Русский умелец - все сумеет сломать.
Шортовщина (когда много ходят в шортах).
МоКоСтроКо - моральный кодекс строителей коммунизма.
Ню и голубой платочек.
Не возникай. Уникни.
Я не жулик. Я плутарх.
Сыграйте мне что-нибудь гнусное.
Свобода выбора между тельцом и духом.
Теловидение.
Приеду вечерней лошадью.
Нынче служат не делу
-  телу.
Одна проститутка говорила: «В душе я - девушка».
Народ променял Царя (небесного) на разбойника
Тишина - слышен Бог. Шум - бегство от голоса совести.
Тишина - лучшая музыка.
САТИРИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ И СЦЕНКИ
Некоторые из гаври-линских сатирических сценок походят на миниатюры И.Горбунова, известного сатирика XIX века. Но, как правило, Гаврилин-сатирик «по-гаврилински» оригинален.
***
 Выхожу один я на дорогу вместе с тещей, женой и двумя малолетними детьми. Все тоже вышли одни на дорогу со своими семьями. И только один вышел с любовницей. Мимо маршировали солдаты и пели песню, летели самолеты и ехали машины с восклицательным словом «Дети!». Все были одни-одинешеньки, кроме того, с любовницей. Ох уж эти женщины! Такой стих способны испортить. Нет, мы должны их осудить и осудим. Мы за одиночество. Будем одиноки! Мужественно, самоотверженно одиноки. Порукой тому жена, семья, теща, приятельница тещи и приятельница приятельницы. Дичайте, мужчины!
***
 В бане - встреча учительницы с учеником.
Учительница:
-  Он не готовит уроки. Мать:
- Так он не готовит уроков?! Васька, поди-ка сюда, я тебе сейчас намылю шею.
Васька (ученик):
- Здрасьте, Мария Ванна!
***
 Солдат в гостях у ученой девицы, одолевшей его разными разговорами:
- Барышня, ну лягемте у койку.
***
 Чаво да чаво... Да ни-чаво!!! (Крестьянское восстание).
***
 Видел Шостаковича 8 раз, 9 раз шел за ним следом, 5 раз здоровался за руку.
ИЗ ИСТОРИИ
Гаврилин воспринимал историю как явление, в которую входила и его судьба. Он смотрел на исторический процесс глазами глубоко верующего человека. Распад СССР, развал, который происходил в нашей стране, он воспринимал как личную трагедию. Известно, что в знак протеста против того, что происходило тогда в России, он отказался от президентской премии. Но вера в Россию и наш народ была у него неколебима. И во всем он видел тайный, мистический смысл и писал об этом.
***
Надо все познавать до уровня тайны, до «вещи в себе». Кант, нирвана и т.п.
***
7 дней творения, 40 дней потопа, 72 дня Парижской коммуны, 100 дней Наполеона. Эгоизм, одиночество - гибель (спасайся, кто может). Татарское иго - результат этого.
***
Людовик XI пожаловал Пр. Деве Марии герцогский титул и назначил ее капитаном своей гвардии.
***
Суриков Иван Захарович, родился в 1841 г. в дер. Новоселово Угличского уезда Ярославской области (крепостной графа Шереметьева). Автор «Рябины» («Что стоишь, качаясь»), «Степь да степь кругом».
***
 Скобелев напоил солдат пьяными, и они перерезали население (до этого они отказывались). В дурмане на убийство готовы.
***
Гроб Чехова привезли в Москву в вагоне из-под устриц (и с военной музыкой).



Hosted by uCoz